В начале 2000 г. компания «БИПЭК АВТО» стала эксклюзивным импортером продукции ОАО «АВТОВАЗ» на рынок Казахстана. Благодаря участию Главы государства Н. Назарбаева и поддержке российских партнеров организация наладила выпуск автомобилей собственного производства. Уже в феврале 2003 г. первые автомобили ВАЗ-21213 (Niva) автосборочного завода «АЗИЯ АВТО» получили сертификат одобрения типа транспортного средства Госстандарта РК. В 2004 г. на предприятии была построена система менеджмента качества соответствующая международному стандарту ISO 9001.
Сегодня завод обеспечивает 88% всего выпуска легковых автомобилей в стране. По итогам текущего года с конвейера «АЗИЯ АВТО» сойдет уже более 16 тыс. автомобилей.
В ноябре 2011 г. в Усть-Каменогорске был подписан меморандум о стратегическом партнерстве между ОАО «АВТОВАЗ», АО «АЗИЯ АВТО» и АО «НК «СПК «ЕРТIС». В рамках соглашения начаты работы по созданию крупнейшего в стране автопромышленного кластера. На территории Восточно-Казахстанской области будет построен комплекс производств по сварке, окраске кузова и выпуску комплектующих мощностью 120 тыс. ед. в год.
Проект состоит из трех этапов. Первый этап – по увеличению мощности действующего автосборочного производства «АЗИЯ АВТО» для выпуска 60 тыс. автомобилей в год – планируется завершить в будущем году. Следующая фаза – строительство предприятий по штамповке, сварке и окраске кузова и поэтапное увеличение общей производственной мощности. Запуск первой очереди объемом 60 тыс. автомобилей в год запланирован на конец 2014 г., второй (еще на 60 тыс.) – на 2017 г. Третьим этапом развития производства полного цикла станет создание технопарка по выпуску автокомпонентов как для нужд завода, так и других казахстанских автопроизводств.
Выход на проектную мощность в 120 тыс. автомобилей потребует создания 12 тыс. рабочих мест. Новый промышленный объект станет самой крупной точкой иммиграционной активности и социального развития восточно-казахстанского региона за весь постсоветский период. Это относится и к научно-технической стороне проекта. В городе идет работа над созданием Зоны высоких технологий, включающей и конструкторский центр. Это начинание поможет в решении ключевой задачи – организации связи между наукой, проектированием и производством. Проект нашел поддержку со стороны государства и стал частью Программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг. Он также включен в программу развития машиностроения и карту индустриализации РК.
Кроме того, между АО «АЗИЯ АВТО», Министерством образования и науки Республики Казахстан и областной администрацией заключен меморандум о сотрудничестве по подготовке квалифицированных кадров. В рамках госпрограммы развития технического и профобразования указом Президента создается межрегиональный Центр подготовки персонала для машиностроительной отрасли. В регионе 96 среднеспециальных учебных заведений. Действуют четыре ВУЗа. В частности, Восточно-казахстанский государственный технический университет специализируется на выпуске специалистов в сфере машиностроения и автотранспорта. В этом году на базе завода «АЗИЯ АВТО» открыт филиал кафедры ВКГТУ «Транспорт и логистика» и начат набор персонала в подразделения будущего предприятия.
Кроме того, целый ряд уникальных машиностроительных предприятий имеет восточно-казахстанскую прописку: «Востокмашзавод», «Иртышцветметремонт», «Арматурный завод», «Гидросталь», «Опытно-экспериментальный завод», Казцинкмаш, «Первомайский механический завод» и др. Многие из них являются крупнейшими или единственными производителями той или иной продукции. Но значительная часть предприятий простаивает. Проект вдохнет новую жизнь в цеха этих заводов.
Как известно, восток Казахстана граничит с промышленно-развитыми областями сибирской части России, Китаем, индустриальными центрами Северного Казахстана, имеет развитую сеть автомобильного и железнодорожного сообщения. Это обеспечивает доступ к перспективным рынкам России и стран Юго-Восточной Азии, Японии и Китая.
Успех в реализации проекта будет зависеть от активной позиции государства. Это правило относится к любой крупной инициативе в сфере автопроизводства. Планируется, что проект станет самым масштабным среди реализуемых в отечественной автоиндустрии: ежегодный объем выпускаемой продукции оценивается в $500 млн.
Новое предприятие послужит точкой роста полноценного автопромышленного кластера и одним из наиболее масштабных примеров крепкого партнерства российского и казахстанского бизнеса с четкими целями и ясными перспективами.
Анатолий Балушкин, председатель совета директоров АО «АЗИЯ АВТО»