Ограничители грузоподъемности ОГШ-2.10Ц имеют широкий спектр функций – от предотвращения перегрузки крана до повышения безопасности его работы. О возможностях ограничителей типа ОГШ достаточно подробно сказано в «Руководстве по выбору и монтажу оборудования», которое выпущено ЗАО «ИТЦ «Крос» и периодически обновляется. К сожалению, владельцы кранов (заказчики) зачастую не знают об этом либо ограничивают свои требования исключительно статьей 2.12.8 ПБ 10-382-00, считая все остальные ненужными, т.к. там нет других требований. Данная ситуация усугубляется еще и тем, что в качестве заказчиков выступают менеджеры по заказам, снабженцы и др. специалисты, не знакомые с конструкцией крана и особенностями его работы. Их интересует только вопрос цены.
Другое дело, когда в качестве заказчиков выступают технические специалисты (представители проектных организаций), а в заявке на поставку подробно оговариваются требования к ограничителю грузоподъемности, а не к самому крану. В частности, совместно с фирмой «Гоша Фом» (Сербия) была разработана комплектация ограничителя грузоподъемности ОГШ-2.10Ц для клещевого крана (рис.1).
Ограничитель создавали на базе технического задания, разработанного совместно с фирмой «Гоша Фом» на основании исходных требований и технических параметров крана, заданных заказчиком. В частности, было оговорено, что кран имеет три режима работы: «Клещи», «Крюк» и «Магнитная траверса». При работе в режиме «Клещи» грузоподъемность нетто составляет 120 т (миди – 180 т) при смещении центра тяжести груза при его захвате клещами не более ± 100 мм. Грузоподъемность нетто в режиме «Крюк» составляет 100 т, а в режиме «Магнитная траверса» – 40 т. Совместно с заказчиком было найдено техническое решение по установке датчиков под оси обводных блоков (рис.2) (рис.3), и ЗАО «ИТЦ «Крос» спроектировал и изготовил комплект датчиков для их установки на кран.
При разработке технического задания был введен контроль слабины каната в режиме «Клещи» и «Магнитная траверса», что дало возможность существенно повысить безопасность работы крана.
Контроль слабины в режиме «Клещи» позволяет убедиться, что клещи полностью лежат на грузе и можно производить их замыкание. Раньше эта функция выполнялась крановщиком, и при преждевременном включении захвата могло произойти падение груза.
В режиме «Магнитная траверса» сигнал «слабины каната» был использован в системе управления краном для повышения безопасности работы при перемещении груза с помощью магнитов. Включить и выключить магнит можно только тогда, когда груз лежит, т.е. подается сигнал «слабина каната». При висящем грузе (сигнал «слабина каната» отсутствует) выключить магнит невозможно, что исключает его падение при ошибочных действиях крановщика при перемещении груза.
По требованию заказчика в ограничителе была предусмотрена цифровая индикация нагрузки и токовый выход 4-20 мА, включенный в систему управления краном. В качестве управляющей системы на кране был использован частотный привод фирмы «Simens».
Наличие частотного привода обусловило дополнительные требования к ограничителю грузоподъемности, связанные с необходимостью обеспечения выполнения требований ст.2.12.8 ПБ10-382-00, а именно: «Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25%».
Особенностью клещевых кранов является то, что они всегда работают с максимальной нагрузкой и при срабатывании ограничителя грузоподъемности при перегрузке крана частотный привод не сможет обеспечить своевременную остановку подъема груза в нормальном режиме останова. Использование аварийного режима для «мгновенной» остановки также недопустимо из-за больших токов, возникающих в этом случае. В ограничителях ОГШ-2.10Ц для этого был предусмотрен дополнительный пороговый сигнал длительностью 1 с, который обеспечивает переключение привода на пониженную скорость подъема и подготавливает привод к останову при появлении перегрузки. Опытным путем было установлено, что дополнительный пороговый сигнал перехода на пониженную скорость подъема выдается при нагрузке 50% от номинальной, что обеспечивает подъем номинального груза на пониженной скорости независимо от действий крановщика. Через одну секунду этот сигнал снимается, и дальнейший подъем можно производить с любой скоростью, заданной крановщиком. В случае же перегрузки крана обеспечивается своевременный останов.
Хотелось бы отметить еще одну особенность, выявленную в процессе проведения пусконаладочных работ ограничителя ОГШ-2.10Ц, а именно –неравномерность нагружения канатов при подъеме груза, которая возникает из-за смещения центра тяжести поднимаемого груза относительно центра клещей и из-за раскачки груза при его перемещении мостом. Сказанное наглядно представлено на рис. 4, где на распечатке, полученной с регистратора параметров, видно изменение нагрузки в канате при раскачке груза и неравномерность их распределения при подъеме груза. В данном случае отклонение нагрузки в канате от среднего значения составило около 10%. При реальной работе по перемещению груза отклонение от номинального значения нагрузки на канате может быть существенно выше, что не позволит эксплуатировать кран с расчетной нагрузкой, если этот фактор, а именно – прочность канатов, не будет учтен при проектировании крана.
Кран клещевой г.п. 120 т фирмы «Гоша Фом» вместе с ограничителями грузоподъемности ОГШ-2.10Ц успешно прошел испытания на НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат) и в настоящее время эксплуатируется этой фирмой с учетом дополнительных опций, обеспеченных ограничителем грузоподъемности ОГШ-2.10Ц.
В ЗАО «ИТЦ «Крос» поступают заказы на оснащение ограничителями грузоподъемности аналогичных клещевых кранов других фирм, но, к сожалению, заказчики ограничиваются требованием только ограничения максимальной нагрузки, без использования дополнительных возможностей ограничителя и соответствующей адаптации привода для их реализации. Хотелось бы, чтобы при заказе ограничителей грузоподъемности, особенно для вновь изготовляемых кранов (не только клещевых), заказчики более тесно сотрудничали с разработчиками приборов безопасности и учитывали особенности и возможности таких устройств. В настоящее время ЗАО ИТЦ «Крос» может удовлетворить практически все требования своих заказчиков.
Технический директор ЗАО «ИТЦ «КРОС» Юрий Федорович Тимин, к.т.н.