В агропромышленном комплексе с момента провозглашения Независимости Республики Казахстан, как и во всей экономике страны, произошли значительные структурные преобразования, экономическими последствиями которых стали изменения производственных и земельных отношений, либерализация ценообразования, кредитной системы, создание конкурентной рыночной инфраструктуры.
Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства требовало концептуального определения стратегии развития аграрного сектора.
В этом направлении, в соответствии с приоритетами Стратегии-2030, был реализован ряд Программ развития сельскохозяйственного производства, которые предусматривали обеспечение экономического роста в конкурентоспособных отраслях сельскохозяйственного производства и стабилизацию производства основных видов сельхозпродукции.
Была создана законодательная база государственного регулирования агропромышленного комплекса, принят закон Республики Казахстан «О зерне», разработаны и утверждены подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие его основные положения, упорядочены системы племенного животноводства и элитного семеноводства.
Логика дальнейших экономических преобразований требовала перехода на качественно новый уровень роста в аграрной сфере, связанного с формированием рациональной структуры агробизнеса, повышением уровня агротехнологий, переходом к маркетинговой стратегии сельхозпроизводства, импортозамещению на внутреннем рынке, активизации экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья.
В этой связи в 2002 г. Глава государства в своем Послании народу Казахстана объявил предстоящие три года годами возрождения аула и поставил задачу концентрации действий Правительства по развитию села.
Для решения этой задачи была разработана Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 гг. (далее – Госпрограмма), основной целью которой являлось обеспечение продовольственной безопасности страны путем формирования эффективного агробизнеса, увеличения объемов производства и продаж конкурентоспособной продукции АПК и рационализации мер государственной поддержки.
В рамках реализации Госпрограммы была проведена большая работа по дальнейшему расширению и совершенствованию законодательной базы АПК. Особое место в этом ряду занимает принятие Земельного, Водного и Лесного кодексов, создающих принципиально новые условия для развития частной инициативы и позволяющих гражданам разделить с государством ответственность за использование природных ресурсов.
Следует особо подчеркнуть важность института частной собственности на земли сельхозназначения, зафиксированного в Земельном кодексе. По сути дела, был сделан исторический шаг в вопросах реформирования земельных отношений и вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в рыночный оборот.
В рамках программ кредитования сформированы эффективные финансовые инструменты, ориентированные на потребности сельхозтоваропроизводителей, такие как: льготное кредитование на проведение полевых работ, лизинг сельхозтехники и оборудования для перерабатывающих предприятий, система сельских кредитных товариществ, сельских потребительских кооперативов, зерновые расписки и их использование в качестве залога.
Принят Закон РК «О безопасности пищевой продукции», который устанавливает правовые основы обеспечения безопасности пищевой продукции для защиты жизни и здоровья человека, законных интересов потребителей и охраны окружающей среды на территории Республики Казахстан.
В рамках проводимой работы по сертификации и стандартизации большое значение придается продвижению отечественной продукции на международный рынок.
В республике начата реализация ряда прорывных проектов. При этом ведущая роль в реализации прорывных направлений отводится национальному холдингу «КазАгро» (далее – Холдинг). В целом деятельность Холдинга направлена на системное решение вопросов повышения производительности сельского хозяйства, стимулирование объединения сельских товаропроизводителей в кооперативы, создание системы гарантированного сбыта продукции сельхозпроизводителей, стимулирование организации перерабатывающих предприятий путем кредитования, реализации программ лизинга, закупки сельхозпродукции и развития сельскохозяйственной инфраструктуры.
Так, в целях развития инфраструктуры экспорта зерна и продуктов ее переработки Холдингом направляются инвестиции на создание транспортно-логистической инфраструктуры для хранения, перевалки и переработки зерна.
К примеру, в 2007 г. была проведена реконструкция зернового терминала в порту Актау, что позволило повысить его производительность по перевалке зерна до 600 тыс. т зерна в год. Построен зерновой терминал в порту Баку (Азербайджан) с пропускной способностью порядка 500 тыс. т зерна в год. В 2009 г. в указанном терминале был введен в эксплуатацию мельничный комбинат производительностью 35 тыс. т муки в год.
Завершено строительство зернового терминала в порту Амирабад (Иран), способствующее развитию транспортной инфраструктуры экспорта казахстанского зерна на перспективный рынок Ирана, Афганистана и далее на рынки Персидского региона.
Учитывая необходимость внедрения современных подходов управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью и передачи государственных активов в конкурентную среду, в 2007 г. на базе научно-производственных центров создана специализированная компания «КазАгроИнновация». Главные задачи «КазАгроИнновации» – это интеграция науки, образования и производства, коммерциализация инновационной деятельности и привлечение инвестиций в аграрную науку.
Принятые меры по развитию агропромышленного комплекса способствовали закреплению положительной динамики развития производства и переработки с/х продукции.
В 2010 г. увеличились посевные площади зерновых и зернобобовых, масличных и овощных культур.
Увеличение валового сбора зерна сильных и твердых сортов пшеницы, пользующихся большим спросом, адекватно способствует росту объемов экспорта зерна и продуктов его переработки, поступления валютных средств от их реализации.
Высокий уровень доходности и рентабельности, наличие спроса являются основополагающими факторами для дальнейшего развития зернового сектора, увеличения производства зерна и продуктов его переработки. За последние пять лет (2006-2010 гг.) среднегодовой объем производства зерна составил 17 млн т, что на 2,4 млн т, или на 16,4%, больше уровня предыдущих пяти лет. Объем производства зерна на душу населения достигло 1 286 кг, в том числе пшеницы – 1 053 кг при потребности 167 кг/год.
За последние пять лет среднегодовой объем экспорта зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте составил около 7,7 млн т, что на 3,3 млн т, или 75%, больше уровня предыдущих пяти лет. Среднегодовой объем отгрузки муки составил 1,8 млн т, что на 1,3 млн т, или в 3,6 раза, больше уровня предыдущих пяти лет (2001-2005 гг.). При этом за указанные годы от реализации зерна и муки на экспорт поступило $7,6 млрд с ростом к уровню предыдущих пяти лет на $5,3 млрд, или в 3,3 раза.
В результате Казахстан твердо вошел в десятку мировых экспортеров зерна, а по экспорту муки, начиная с 2007 г., занимает лидирующее место в мире.
Значительная работа проведена по увеличению доли казахстанского содержания, сокращению импорта плодово-ягодных культур и винограда, внедрению новых технологий в отрасли плодоводства и виноградарства. В 2007-2010 гг. из республиканского бюджета на закладку промышленных садов и виноградников выделены 6,3 млрд тенге, за счет которых заложены плодово-ягодные культуры на площади 8,9 тыс. га и винограда – 3,3 тыс. га.
В последние годы заметно стабилизировалась ситуация в животноводстве, чему способствовала целенаправленная государственная политика в этой отрасли, а также ряд принятых программ развития животноводства. На стадии завершения – строительство птицекомплекса по выращиванию и переработке мяса индейки мощностью 10 тыс. т в год в Южно-Казахстанской области. Планируется экспортировать 30% производимой продукции. В текущем году вводится в эксплуатацию комплекс в Акмолинской области по выращиванию КРС для производства «мраморного мяса». В течение пяти лет будет построено 60 откормочных площадок для КРС на 150 тыс. голов и 54 хозяйства-репродуктора на 74 тыс. голов. Принятые меры позволят довести экспорт говядины к 2015 г. до 60 тыс. т.
За годы независимости Республики Казахстан произошли значительные структурные изменения в пищевой промышленности, которые предопределили дальнейший ход и динамику ее развития. Многомиллионные частные инвестиции наряду с государственной поддержкой способствовали становлению отрасли, и сегодня она является одной из основных отраслей экономики нашего государства, обеспечивающей продовольственную безопасность страны.
Предприятиями пищевой отрасли выпускается более 7% республиканского объема промышленного производства и более 20% обрабатывающей промышленности. По сравнению с 2001 г. обеспечен устойчивый рост объемов производства мясомолочной продукции после спада в девяностые годы.
Наращиваются объемы выработки растительных масел, производство которых в 2010 г. более чем вдвое превысило уровень 1991 г.
При заметном в последние годы уменьшении количества предприятий переработки за счет их модернизации и роста капитализации удалось добиться увеличения мощностей, что позволило повысить объемы производства продукции на предприятиях пищевой промышленности.
В целях осуществления функций государственного управления рыбным хозяйством в 2003 г. постановлением Правительства РК был образован Комитет рыбного хозяйства и созданы соответствующие его структурные подразделения.
В состав рыбохозяйственного фонда входят: значительная акватория Каспийского и Аральского морей, о. Балхаш, Алакольская система озер, Бухтарминское, Капшагайское, Шардаринское водохранилище и другие водоемы международного, республиканского и местного значения.
Общая площадь водоемов, без учета Каспийского моря, составляет порядка 3 млн га. Системные меры в области рыбного хозяйства дали определенный толчок для развития данной отрасли.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов вылова. Этому в определенной степени способствуют и меры, предпринимаемые уполномоченным органом по улучшению условий для сохранения, воспроизводства и рационального использования популяций рыб в водоемах республики.
Введена государственная монополия на деятельность по изъятию осетровых видов рыб из естественной среды обитания, их закупу, на переработку и экспорт их икры и других видов продукции, а также принята норма, предусматривающая комплекс мер по поддержке отечественной рыбной отрасли.
Материал подготовлен Торгпредством Казахстана в России по информации МСХ РК и «Казахского НИИ экономики АПК и развития сельских территорий»
]]>