Сегодня древняя земля на пути обновления и процветания
Мангышлак (Мангистау) – полуостров на восточном побережье Каспийского моря, на котором разведаны значительные запасы углеводородного сырья. Многие транснациональные компании стремятся утвердить свое присутствие на Каспии, вкладывают сотни миллионов долларов в каспийские проекты.
Каспий является и транснациональным транспортным коридором, связывающим, с одной стороны, Малую и Среднюю Азию с Закавказьем и Европой, с другой, – Европу с Юго-Западной Азией и Китаем.
Земля Мангистау богата разнообразными полезными ископаемыми. Разрабатываются нефтяные месторождения в Узене, Жетыбае, на Каламкасе и др. Кроме нефти, газа и угля в недрах Мангистау имеется уникальный минерально-сырьевой комплекс.
Наиболее крупные нефтедобывающие предприятия региона: ПФ «Озенмунайгаз», АО «РД «КазМунайГаз», АО «Мангистаумунайгаз», АО «Каражанбасмунай», ТОО «Каракудукмунай», ТОО «Толкыннефтегаз», ТОО «Бузачи Оперейтинг ЛТД».
В рамках реализуемой Государственной программы индустриально-инновационного развития Казахстана в области в 2010 г. создан ряд производств в несырьевом секторе экономики, включая заводы по изготовлению буровых растворов, элеваторный комплекс, по выпуску строительных материалов и пр., что позволило увеличить темпы роста в обрабатывающем секторе более чем на 50%.
Мангистауская область – один из самых инвестируемых регионов Казахстана. Инвестиционная привлекательность области ежегодно подтверждается высокими рейтингами международного рейтингового агентства FitchRatings.
На территории области создана и действует специальная экономическая зона «Морпорт Актау», в которой формируются и развиваются приоритетные несырьевые импортозамещающие и экспортные производства, основанные на современных технологиях.
В отличие от других регионов Казахстана, также располагающих значительными запасами углеводородного сырья, сильными конкурентными преимуществами Мангистауской области является транспортно-логистический и туристический потенциал.
Регион имеет выгодное географическое положение между Европой – Азией, Европой – Китаем. Через территорию области проходят два международных транспортных коридора: «Север – Юг» и «ТРАСЕКА». В этой связи развитие логистики является приоритетом не только регионального, но и общенационального значения.
Интенсивному развитию региона будет способствовать реализация договоренностей Казахстана, России и Туркменистана по строительству железной и автомобильной дорог из Казахстана через Туркмению в Иран с выходом на Персидский залив. Кроме того, в республике ведутся работы по проектированию важного стратегического участка железной дороги «Жезказган – Бейнеу», которая обеспечит транзит через территорию области китайских грузов в Европу и обратно. Ожидается, что ежегодный объем перевозок по этому участку составит 19 млн т.
Важным для региона является развитие морских портов Актау, Курык, Баутино.
Морпорт Актау в настоящее время представляет собой многоцелевой терминал. Современная портовая инфраструктура, построенная в последние годы, создала условия для лидерства Казахстана среди стран Каспийского моря по качеству, многообразию и доступности портовых услуг.
Наличие моря, продолжительный пляжный сезон (до шести месяцев), хорошее качество воды, подтвержденное Международным океанографическим институтом, а также близость к странам, генерирующим основные туристические потоки, делают возможным развитие туризма.
Все вышеназванные крупные проекты объединены в интегрированный инвестиционный проект под условным названием «Земля – Море – Небо», общий объем инвестиций по которому оценивается в сумму более $95 млрд.
Мангистау продолжает развиваться опережающими темпами по сравнению с другими территориями Казахстана и является одним из регионов-лидеров экономического развития в стране.
Интервью с акимом Мангистауской области Республики Казахстан, доктором политических наук Крымбеком Кушербаевым
– Крымбек Елеуович, как Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации в 2003-2005 гг. и глава одного из динамично развивающихся регионов Казахстана в настоящее время как Вы оцениваете результаты пути, пройденного нашими странами в составе СНГ за минувшие 20 лет?
– Имея свой путь становления, к 20-летию СНГ все мы пришли с разными результатами, но главное, каждой стране удалось состояться как самостоятельному независимому государству, заявившему о себе и способному далее эффективно интегрироваться в мировое сообщество.
За прошедшие годы был принят ряд модельных законов, которые легли в основу национальных законов, в ряде случаев обеспечивая гармонизацию или даже унификацию законодательств стран СНГ в соответствии с международными и европейскими стандартами.
Сейчас, на мой взгляд, идет актуальный конструктивный, многосторонний диалог. Уже подписан или находится в разработке целый ряд совместных программ на период до 2020 г. Практически готов к подписанию Договор о зоне свободной торговли, который очень важен для всех стран Содружества и бизнес-сообщества.
Некоторые страны готовы к более углубленному взаимодействию в торгово-экономической сфере. Как результат совместных действий в рамках ЕврАзЭС Беларусь, Казахстан и Россия образовали Таможенный союз, завершается работа по созданию Единого экономического пространства.
По моему мнению, альтернативы интеграции на сегодняшний день не существует. Она делает нас более конкурентоспособными, более сильными, в том числе на мировых рынках.
Конечно, кризис коснулся всех стран, особенно тех, кто был более тесно интегрирован в глобальную экономику, связан с внешними финансовыми экономическими институтами. Это и Казахстан, и Россия, и Украина, и Молдова, и Армения. В силу целого ряда факторов кризис тяжело отразился на Кыргызстане, Таджикистане. В то же время мы радовались успехам Азербайджана – единственного государства СНГ, где не было спада и даже сохранялся рост ВВП. По мнению экспертов, и сейчас более динамичное развитие демонстрируют Азербайджан, Казахстан и Россия.
Мы с удовлетворением восприняли, что наша страна признана самой успешной страной на постсоветском пространстве в плане модернизации экономики.
Результаты эти достигнуты благодаря дальновидным и взвешенным решениям Главы нашего государства Н. Назарбаева, который экономические преобразования и качество жизни населения поставил первоочередной задачей молодого государства. Благодаря такому подходу все эти годы страна динамично развивается без политических и социальных потрясений. Сегодня реализуется очередной этап экономических преобразований: мы приступили к форсированному индустриально-инновационному развитию страны, что позволит достичь поставленной цели – войти в число конкурентоспособных стран мира.
Что касается нашего региона, то Мангистау сотрудничает со всеми странами СНГ и это сотрудничество продолжает расширяться. Уверен, мы должны и дальше сохранять и развивать достигнутое, укреплять дружбу наших народов.
– Для российского бизнеса Мангистау представляет большой интерес как регион, обладающий значительным транзитным потенциалом для выхода на большие зарубежные рынки. Можно поподробнее о развитии этого направления?
– Единственные морские ворота Казахстана, обеспечивающие выход на мировые рынки, – морпорт Актау – размещены на территории Мангистауской области, через которые проходит транзитный коридор «ТРАСЕКА», а также основной казахстанский участок международного транспортного коридора «Север – Юг», формирующий международные автомобильные, железнодорожные, морские и воздушные перевозки.
Транзитные возможности региона существенно возрастут со строительством железнодорожных веток «Бейнеу – Шалкар» и «Жанаозен – госграница с Туркменистаном».
При этом будущая железнодорожная линия «Жезказган – Саксаульская – Шалкар – Бейнеу» позволит сократить протяженность маршрута следования поездов между Западом и азиатскими странами через порт Актау в среднем на 600 км, привлечь от 30 до 50% объема всех транзитных грузов, перевозимых между Китаем, Европой и Кавказом, а также сократить сроки их транспортировки с 40 до 12 дней.
Наиболее важную роль в развитии транзитного потенциала коридора играет участок железнодорожной ветки «Узень – Гызылгая – Берекет – Этрек -Горган». Это стратегический проект. Поэтому в целях эффективного использования транзитного потенциала новой железной дороги планируется создать специальную экономическую зону «Каспий», состоящую из двух субзон – порта «Болашак», создаваемого на базе железнодорожной станции Болашак, и будущего международного курорта «Кендерли».
Порт «Болашак» – это будущий сухой порт, представляющий пункт доступа для международного экспорта, импорта и транзитных перевозок контейнерных грузов, а также хранения и обработки потребительских товаров, необходимых для обеспечения стран Европы и Азии. Здесь будет создан современный логистический терминал для мультимодальных перевозок, многофункционального обслуживания посредством перевалки, хранения, обработки товаров. То есть будут созданы возможности для расширения международной торговли.
В соответствии с действующим законодательством, как и для всех существующих СЭЗ, здесь также будут предоставляться льготные таможенные и налоговые преференции.
Конкурентные позиции транзитного коридора Мангистауской области будут укреплены также благодаря реконструкции и модернизации автомобильных дорог на участках «Бейнеу – Актау» автомобильной дороги «Атырау – Актау» и «Жетыбай – Узень – граница с Туркменистаном».
– Как известно, регион имеет развитую инфраструктуру поддержки морских операций. Есть ли здесь точки соприкосновения для развития казахстанско-российского сотрудничества?
– На территории Мангистауской области береговая инфраструктура казахстанского сектора Каспийского моря сосредоточена в портах Баутино и Курык. На сегодня Баутино – действующий порт, на прилегающей территории которого созданы базы поддержки Аджип ККО, АО «НК «КазМунайГаз».
Порт Курык – развивающийся, он ориентирован на транспортировку нефтеналивных грузов и обеспечение деятельности заводов по производству металлоконструкций. Там же разместится база поддержки морских операций, проводимых в южной и средней части шельфа казахстанского сектора Каспийского моря. В этой связи возможности для развития казахстанско-российского сотрудничества весьма разнообразны и велики. Тем более что потребность в производственной инфраструктуре порта сформирована еще не до конца.
Кроме того, известно, что на период до 2020 г. остается высокой потребность северо-каспийского проекта в металлоконструкциях – более 2 млн т. Действующие сегодня в Казахстане мощности не смогут полностью ее обеспечить.
Концепция полномасштабного освоения «Кашагана» предполагает изготовление 24 производственных модулей, состоящих из крупногабаритных металлоконструкций весом 10-20 тыс. т. Это без учета будущих потребностей при освоении месторождений «Жемчужина», блока «Н» и других, в том числе размещенных в мелководье Каспия, таких как «Жамбай» и прочих, требующих специфического оборудования для бурения нефтегазовых скважин.
Кроме того, в ближайшие пять лет только для Кашаганского проекта потребуется порядка 200 различных судов, 70% из которых составят транспортировочные баржи. Следовательно, мы заинтересованы в развитии на территории области новых производств. В качестве форм совместного сотрудничества предлагается создание в регионе совместных предприятий. Готовы рассмотреть и другие предложения.
Для потенциальных инвесторов замечу, что область имеет хорошие рейтинги, ежегодно подтверждаемые международным рейтинговым агентством «Fitch». И даже во время кризиса этот рейтинг дважды повышался. Для нас это является свидетельством признания того, что реализуемая в области Стратегия развития адекватна задачам инновационной модернизации экономики и вписывается в логику региональных и глобальных процессов.
– Казахстан для нас – близкая, понятная страна с красивым природным ландшафтом, интересными туристскими маршрутами. Мангистау – одна из жемчужин этого великолепного ожерелья, о которой было бы интересно побольше узнать россиянам.
– Долгие годы пустынные ландшафты области были слабо заселены и малодоступны для посещения человеком, так как асфальтированные трассы отсутствовали, а грунтовые дороги в период непогоды были труднопроходимыми. Именно эти особенности определили «золотой век» дикой природы этого края.
Сегодня экологический туризм во всем мире имеет наибольший спрос и популярность.
Учитывая это, а также возможности развития пляжного туризма на Каспии, международной консалтинговой компанией IPKInternational (Германия) был разработан мастер-план, определяющий развитие туристского кластера с акцентом на изучение истории, обычаев и фольклора, традиционной кулинарии, ремесел, боевых искусств и игр кочевников, приемов кочевого образа жизни в дикой природе и т.д.
По итогам исследований также выявлено, что 50% россиян хотели бы отдыхать на побережье Каспийского моря. Это туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Казани, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска и т.д.
Уже в ближайшее время россиянам будет предоставлена возможность на практике познакомиться с туристическим потенциалом Мангистауской области, поскольку в период с 27 июня по 1 июля планируется проведение информационного тура по региону для представителей СМИ и крупных туроператоров России, в том числе г. Москвы, Тюменской области и др. регионов.
В курортной зоне отдыха «Кендерли» будет построено 23 отеля различного уровня с современной инфраструктурой отдыха и развлечений. В целях обеспечения высокого качества услуг планируется привлечение к реализации проекта мировых брендов в сфере отдельного бизнеса.
Завершается разработка проектов по строительству внешней инженерной инфраструктуры курорта и будущего международного аэропорта «Кендерли». Ведется разработка генерального плана нового п. Кендерли.
Мы будем рады приветствовать россиян как в качестве партнеров по развитию отрасли, так и в качестве наших гостей.
Кроме возможностей пляжного отдыха Мангистау может показать миру величайшие творения казахской земли за многовековой период, раскрыть богатый природный и духовный мир нашего края. Ведь ⅔ историко-архитектурных памятников Казахстана сосредоточено на нашей территории.
Надеемся, что Мангистау всегда будет территорией эффективного сотрудничества на благо наших стран, а Каспийское море – морем дружбы и созидания, объединяя наши народы и государства в поисках ответа на задачи, поставленные XXI веком! Добро пожаловать в Мангистау!
]]>